Государственное учреждение образования
"Средняя школа №1 г.Ганцевичи"
ОДНО ОКНО О ШКОЛЕ ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧИТЕЛЬСКАЯ УЧЕНИКАМ РОДИТЕЛЯМ ФОТОГАЛЕРЕЯ БИБЛИОТЕКА ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСЫ
 

Меню раздела

Главная : О ШКОЛЕ : ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ : УЧАЩИМСЯ

УЧАЩИМСЯ

Бриллианты для кончика языка
                                       Каким длинным ни был    путь, он всегда начинается с первого шага
Восточная мудрость
Три правила красивой речи
1.     Говорите в меру быстро.
2.     Говорите чётко.
3.     Слушайте себя самого.
«Читай не так, как пономарь,
 а с чувством, с толком,
с расстановкой»
                                   А. С. Грибоедов
Четыре ежедневных артикуляционных упражнения
1.      «Улыбка – трубочка».
2.      «Иголочка».
3.      «Зацепить» язык за верхние зубы.
4.      Щёлкать и покусывать кончик языка.
 
Четыре ежедневных речевых упражнения
1.     Выполни артикуляционные упражнения.
2.     Чётко произнесите ряд слогов.
3.     Чётко и выразительно произнесите скороговорку.
4.      Расскажите перед зеркалом небольшой текст.
«Учитесь на том, что трудно и не даётся,
а не на том, что легко и само собой выходит»
К. С. Станиславский

Уроки развития устной речи

Урок 1. Свистящие звуки

    Каждому человеку дан бесценный дар – речь.  Благодаря речи мы можем общаться, выражать свои чувства и желания. Попробуйте попросить о чем-либо или рассказать, не сказав ни звука. Конечно, проще произнести несколько слов, - и все сразу понятно.

      Но давайте не будем забывать, что этот бесценный дар  - речь – нужно беречь, заботиться о нем. Как? Для начала нужно стараться говорить не спеша, спокойно; а ещё очень важно слушать себя, когда говорите. Это нужно для того, чтобы в словах были правильные окончания, чтобы окончания слов не пропадали, и чтобы по порядку, не сбиваясь, все сказать, что хотели.

    Так мы становимся увереннее в себе и привлекательнее для окружающих. Ведь всегда приятнее общаться с  человеком, если он красиво, т.е. уверенно, четко, правильно говорит.

     А теперь давайте поговорим о звуках, – о речевых звуках, потому что  бывают звуки и не речевые. Не речевые звуки – это звуки природы, звуки окружающего нас мира. Речевые звуки – это звуки, из которых состоят слова.

  А вы знаете, что для произнесения всего лишь одного звука работает почти весь наш организм? Да, это на самом деле так. Работают мышцы лица, шеи, живота. Обязательно работают органы дыхания: нос, гортань, лёгкие, диафрагма. И, конечно же, язык. Именно благодаря языку  звуки бывают твёрдыми (/з, с, ж, ш, р, л, т, д, г, к, х/), мягкими (/с*, з*, д*, т*, ч, щ, р*, л*, х*, к*/), свистящими(их всего пять: /с, с*, з, з*, ц/) , шипящими (их четыре: /ж, ш, ч, щ/), некоторые звуки называются переднеязычными (когда активнее работает кончик языка: /д, д*, т, т*, з, з*, с, с*, ц/), а некоторые – заднеязычными звуками (активнее  работает корень языка: /х, х*, г, г*, к, к*/).

      А теперь переходим к действию. Возьмём зеркало, или станем напротив зеркала.

СВИСТЯЩИЕ звуки /с, с*, з, з*, ц/.

     Для правильного произношения свистящего звука С надо зубы сблизить, но не сжимать, кончик языка опустить к нижним зубам, спинка языка выгнуть, губы держать в улыбке. Делаем вдох через нос. Воздух при выдохе направляем вперёд к зубам и кончику языка:/с-с-с-с-с-с-с/. Когда произносим без голоса – получаем /с/, добавим голос - /з/. Для мягких звуков /з*, с*/ нужно немного изменить положение языка.           

      Для звука /ц/ губы, зубы, в прежнем положении, а язык ещё может касаться нёба за верхними зубами.

      Звук /ц/ - короткий в произношении, а звуки /з, с, з*, с*/  можно произносить достаточно  долго.

Для выработки правильного произношения свистящих звуков возьмём словарь и зеркало.

1. Посмотрели на себя в зеркало.

2. Улыбнулись, разжали зубы, кончик языка касается нижних зубов.

3. Сделали вдох через нос. Выдох направляем на зубы и кончик языка. Произносим /с-с-с-с-с-с-с/.

4. Произносим звук длительно, прислушиваясь к его звучанию. Повторяем много раз.

5. Произносим слоги со звуком /с/, выделяя его: ССССССА, ССССО, СССССУ, ССССССЫ, АСССССС, ОССССС, УСССССС, ЫСССССС, ИССССССС, ЕСССССС, ЯСССССС, ЁССССС, ЮСССС. Прислушиваемся к произношению. Повторяем столько раз, сколько необходимо для правильного произношения.

    Далее открываем словарь на букву С, и неторопливо, спокойно, по слогам читаем слова, так же длительно выделяя звук /с/: ССССад, СССССалат … . Выделять звук нужно для того, что бы почувствовать, как кончик языка касается нижних зубов, как воздух проходит по языку, между зубами, по губам.

   После того, как отработали произношение звука в словах, переходим к предложениям, стихам и скороговоркам. Сначала произносим неторопливо, по слогам и глядя на себя в зеркало: У маленькой ССССА-ни  ссссса-ни едут ссссса-ми. После двух-трёх- четырёх повторений говорим скороговоркой.

Звук  /с/:

  • У маленькой Сани сани едут сами.  
  • Дайте Сане сок и ананаса кусок.
  • Сад в снегу, и лес в снегу, а по снегу я бегу.
  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

       Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок,

       Соньку в лоб – все в сугроб.

  • Сок с берёзы тек, стек с берёзы сок.
  • Спать пора! Уснул бычок.

      Лёг в коробку на бочок.

      Сонный мишка лёг в кровать,

      Только слон не хочет спать.

      Головой кивает слон,

      Он слонихе шлёт поклон.

  • Все ослы всегда упрямы.

      Все не слушаются мамы.

      Не хватает в мире слов

      Уговаривать ослов.

 
    

Звук /с*/:

  • Десять гусят под осиной сидят.
  • Носит Сеня сено в сени.

      Спать на сене будет Сеня.

  • На сосне сидит синица,
  • под сосной стоит лисица.

  • Непоседа Васенька

     Не сидит на месте.

     Непоседа Васенька

     Всюду с нами вместе.

     Есть усы у Васеньки

     И пятно на спинке.

     Хвост дугой у Васеньки

     На усах сединки.

  • Купила Марусе бусы  бабуся.

      На рынке споткнулась  бабуся о гуся…

      Не будет подарка у внучки Маруси:

     Все бусы склевали по бусинке гуси.

С остальными  свистящими звуками так же поступаем: зеркало, слоги, слова, предложения, скороговорки, стихи.

Звук /з/:

  • Заглянула в дверь коза. Очень грустные глаза.
  • Выпускает Зоя змея. Зоин змей летать умеет.
  • Две козы и два бизона потоптали все газоны.
  • Зайку бросила хозяйка

     Под дождём остался зайка.

     Со скамейки слезть не смог –

     Весь до ниточки промок.

  • В очень сильную грозу

      Увели домой козу.

      Удивляется коза:

   «И кому нужна гроза?»

 
 

Звук /з*/:

  • Тузика купают в тазике.
  • У маленькой Зины бузина в корзине.
  • Не любит Зина запах бензина.
  • Дана козявке справка

     О том, что не козявка.

     Неправильная справка.

     Козявка есть козявка.

  • В зелёном, зелёном лесу

      Зелёный листок земляники несу.

      Зелёная ветка под елью не спит.

      Зелёная музыка где-то звенит.

      Зелёный козлёнок в зелёной листве

      Поёт он зелёную песенку мне.

Звук /ц/:

  • Не поётся птице, когда она в темнице.
  • Целый месяц кузнецы цепь ковали в кузнице.
  • По ночам сове не спится, ведь сова ночная птица.
  • Из колодца принесла

      Курица водицы.

      И цыплята всей семьёй

      Побежали мыться.

      Только Цып стоит в сторонке,

      Не желает мыться,

      Потому что он воды,

      Как огня боится.

      И сказала мама строго:

     «Мыться дети все должны.

     Цып играть не будет снами –

     Нам грязнули не нужны».

Урок 2. Шипящие  звуки

     Сейчас мы поговорим о шипящих звуках. Понятно, что при произнесении этих звуков мы услышим своеобразное «шипение». Такое «шипение» происходит из-за особенного положения кончика языка.

Шипящие  звуки /Ш, Ж, Щ, Ч/

  Эта картинка называется «профиль».

  Зубы сближены, но не сжаты.

  Кончик языка поднят к нёбу, но не прижимается к нему. Воздух должен проходить по этому переднему краешку языка.

 Спинка языка вогнута вниз так, чтобы на нём образовалось углубление – «ямка», или «чашечка».

Такая форма языка создаёт препятствие свободному выходу воздуха. Воздух должен пройти по середине языка, «дуть» нужно вперёд на краешек языка. Это очень важно.

Проверьте, чтобы воздух не уходил за щёки или губы, а именно на передний край языка.

Губы немного округлены.

Делаем вдох через нос. Воздух при выдохе направляем вверх на кончик языка:/ш-ш-ш-ш-ш/. Когда произносим без голоса – получаем /ш/, добавим голос - /ж/. Если ребро ладони приставить к верхней губе и произнести /ш-ш-ш-ш/, то можно почувствовать выдыхаемый тёплый воздух.

Для мягких звуков /щ, ч/ нужно немного изменить положение языка. Кончиком языка нужно нащупать холмики (их называют альвеолами) за верхними зубами. Вот здесь и образуются звуки /щ, ч/.

Губы, зубы, в прежнем положении, а язык нужно подвинуть немного ближе к зубам, при этом углубление по середине языка становится меньше.

Звук /ч/ - короткий при произношении, получаются мягкие «удары», касания бугорков (или холмиков)  краешком языка: ч-ч-ч

Для выработки правильного произношения шипящих звуков так же понадобятся словарь и зеркало.

1. Посмотрели на себя в зеркало.

2. Улыбнулись, разжали зубы, кончик языка поднимаем вверх, не прижимаем.

3. Боковыми краями  языка касаемся верхних боковых зубов.

4. Губы немного округлены.

5. Сделали вдох через нос. Выдох направляем вверх на краешек языка. Следим, чтобы воздух не выходил по бокам языка. Произносим /ш-ш-ш-ш-ш/.

6. Произносим звук длительно, прислушиваясь к его звучанию.

7. Повторяем много раз.

8. Произносим слоги со звуком /ш/, выделяя его: Ш Ш Ш ША, ШШШШО, ШШШШУ, АШШШШ, ОШШШШ, УШШШШ, ИШШШШ, ЕШШШШ, ЯШШШШШ, ЮШШШШ.         Прислушиваемся к звуку /Ш/. Повторяем столько раз, сколько необходимо для закрепления правильного произношения.

Далее открываем словарь на букву Ш, и неторопливо, спокойно, по слогам читаем слова, так же длительно выделяя звук /ш/: ШШШар, ШШШШампунь … .

Выделять звук нужно для того, что бы почувствовать, как по кончику языка проходит воздух, как боковые края языка приподняты, и на языке образовалось углубление.

После того, как отработали произношение звука в словах, переходим к предложениям, стихам и скороговоркам.

Сначала произносим неторопливо, по слогам и глядя на себя в зеркало: ШШШесть мышшшшат в шшшшалашшше  шшшуршшшшат.

После двух-трёх-четырёх повторений – говорим скороговоркой.

Предложения, скороговорки и стихи на шипящие звуки звуки

Звук /ж/:

  • Жанна и Вика жуют ежевику.
  • Жук упал и встать не может,

      Ждёт он, кто ему поможет.

  • Каждый жук жужжит о том,

      Как же жутко быть жуком.

      Каждый может обижать.

      Как об этом не жужжать.

  • Встретил я в лесу ежа

      Ёж лежал в лесу ЖУЖЖА.

      Я спросил ежа: - Скажите,

      Отчего вы так жужжите?

      Ёж сказал: - Я не жужжу,

      После ужина лежу.

      Я на ужин съел ужа,

      Может, он лежит жужжа.

      Я сказал ужу: - Скажите,

      Отчего вы так жужжите?

      Уж ответил: - Я не жужжу,

      После ужина лежу.

      Жабу съел я у болота,

      Может, ей жужжать охота.

      Жабе я кричу: - Скажите,

     Отчего вы так жужжите?

     Жаба квакнула ужу:

     И совсем я не жужжу.

     Проглотила я жука,

     Жук жужжит наверняка.

     Все кричат жуку: - Скажите,

     Отчего вы так жужжите?

    - Ну, жужжу, - ответил жук. –

      Иждаю нормальный жвук…

      Я всегда, когда лежу,

      После ужина жужжу!  (А. Усачёв)

 
 

Звук  /ш/:

  • Шесть мышат в шалаше шуршат. 
  • Идёт пешком мышонок с мешком.
  • На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

      Надел кукушонок капюшон –

      Как в капюшоне он смешон!

  • Уронили мишку на пол.

      Оторвали мишке лапу.

       Всё равно его не брошу,

       Потому что он хороший. (А. Барто)

  • Шорох,

Шептание,

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое…

Кто это – гном?

Ш-Ш-Ш! Там за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина. (В. Лунин)

 

Звук /ч/:

  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Плыли по небу тучки, тучек четыре штучки.
  • Ученик задачей очень озадачен.
  • Ученик читает чётко:

      Почта, ночь, водичка, чётки,

       Чемодан, овечка, печь,

       Девочка, печенье, меч,

       Кабачок, начинка, почка,

       Чайка, чайник, мячик…. Точка.  (Е. Алифанова, Н. Егорова)

  • Идёт бычок качается.

      Вздыхает на ходу:

      - Ох, доска кончается,

      Сейчас я упаду.  (А. Барто)

 
  

Звук /щ/:

  • По мощёной площади тащились тощие лошади.
  • В этом помещении испортилось освещение.
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
  • Притащили мы в грозу

Щуку тощую в тазу.

Щекотали щуку щепкой,

Прищемили хвост прищепкой.

Мыли щёки щуке щёткой,

Довели её щекоткой.

Щука – щётку за щетину,

Отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей,

Пролила кастрюлю щей,

А потом как даст «леща»!

Мы помчались, трепеща,

На щеколду дверь закрыли,

Щели щебнем завалили,

Удивлялись, сообща:

Сколько слов на букву «Щ»

Урок 3. Сонорные звуки /Л/ и /Л*/

К сонорным звукам относятся звуки /л, л*, м, м*, н, н*, р, р*/.

Сонорные (от лат. Sonorous – звучный) звуки – это те звонкие согласные звуки, которые не имеют парных глухих. При их произнесении преобладает голос, а шум практически отсутствует: произнесите: /МММММ/, /НННННН/, /м*м*м*м*/, /н*н*н*н*н*/.

            У сонорных звуков нет парных по глухости.  Например, как у согласных  звуков /З, Ж, В, Г, Б, Д/ есть парные глухие звуки /С, Ш, Ф, К, П, Т/.  Сонорные звуки всегда звонкие, независимо от места в слове. Сонорные звуки бывают твёрдые и мягкие: /М – М*/, /Н – Н*/, /Л – Л*/, /Р – Р*/.

            Сонорные звуки отличаются между собой способом образования. Например, звуки  /М – М*/ губные – для их произнесения нужно соединить губы.

Сегодня мы поговорим о сонорных звуках /Л / и /Л*/.

           Вы уже знаете, что такое профиль. На данном профиле мы видим положение языка для звука /Л/ и для звука /Л*/.  Звук /Л/ твёрдый согласный, образуется он, если краешек языка прижмётся к верхним зубам. А звук /Л*/ образуется, если краешек языка прижмётся к альвеолам – бугоркам за верхними зубами. 

            Очень важно правильно поставить язык, чтобы звуки /Л/ и /Л*/  различались, т.е. четко  и правильно звучали.

 Запомните! Для звука /Л/ язычок как «блинчик»: ровный, круглый. Для звука /Л*/ язычок немного загибается вверх.

Проведём разминку перед работой над произношением.

Разминку проводим перед зеркалом.

  1. Упражнение «Блинчик». Широкий язычок прижать губами и «похлопать»  губами по язычку: пя-пя-пя-пя-пя.
  2. Упражнение «Накажем непослушный язычок». Прикусить зубами краешек язычка. При этом язычок виден совсем немножко, а губы в улыбке. Немного покусываем краешек языка.
  3. Упражнение «Спрячем верхнюю губу». Широким языком закрыть верхнюю губу. Держать несколько секунд, расслабить язык, повторить несколько раз.
  4. Упражнение «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны и нижние,  и верхние зубы. Зубы не сжимать. Повторить 8 раз.

 

Для выработки правильного произношения шипящих звуков так же понадобятся словарь и зеркало.

1. Посмотрели на себя в зеркало.

2. Улыбнулись так, чтобы были видны и нижние и верхние зубы («Заборчик»).

3. Язык прижали к зубам так, чтобы был виден его широкий краешек между зубами.

4. Легонько прикусили кончик языка. 

5. Удерживаем широкий краешек языка зубами, не отпускаем и произносим звук /ЫЫЫЫЫ/. Если язык будет прижат к зубам, то получится /ЛЛЛЛЛЛ/.

6. Повторяем много раз.

7. Произносим слоги со звуком /Л/, выделяя его:

 ЛЛЛЛЛА, ЛЛЛЛЛО, ЛЛЛЛЛУ, ЛЛЛЛЛЫ

АЛЛЛЛ, ОЛЛЛЛ, УЛЛЛЛ, ИЛЛЛЛ, ЕЛЛЛЛ, ЯЛЛЛЛ, ЮЛЛЛЛ

БЛЛА, БЛЛО, БЛЛУ, БЛЛЫ

СЛЛА, СЛЛО, СЛЛУ, СЛЛЫ

ДЛЛЛА, ДЛЛЛО, ДЛЛЛЫ, ДЛЛЛУ

Выделять звук нужно для того, что бы почувствовать, как  кончик языка прижат к зубам, при этом язык широкий и находится между верхними и нижними зубами.

Берём словарь и неторопливо читаем слова с твёрдым звуком /Л/.

Прислушиваемся к звуку /Л/. Повторяем столько раз, сколько необходимо для закрепления правильного произношения.

     После того, как отработали произношение звука в словах, переходим к предложениям, стихам и скороговоркам.

     Сначала произносим неторопливо, по слогам и глядя на себя в зеркало: СЕЛЛЛ и всё СЪЕЛЛЛ.

Для мягкого звука /Л*/ нужно кончик языка поднять выше, за верхние зубы: ля-ля-ля-ля-ля. Для закрепления звука очень хорошо напевать мелодию какой-нибудь песенки. Вместо слов напевать слоги ля-ля-ля, лё-лё-лё, ли-ли-ли-ли, лю-лю-лю. Попробуйте спеть таким образом песенку «В лесу родилась ёлочка».

  •  Сел и все съел.
  • Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла.
  • В уголок Алёнка села, у Алёнки много дела.
  • Котик ниток клубок закатил в уголок.
  • Мыло душистое, белое, мылкое,

         Мыло глядит на Грязнулю с ухмылкою.

         Если б Грязнуля вспомнил про мыло,

          Мыло его, наконец-то, отмыло!

  • Мышка весело жила, на пуху в углу спала.

  Ела мышка хлеб и сало, но всё мышке было мало.

  • Молоток стучал, стучал, стучал,

         гвозди в доску загонял.

        Колотил он с толком – получилась полка.

     
  • В магазине Валеньке покупают валенки,

         Маленькие валенки до чего милы!

         Но надела валенки маленькая Валенька –

         Оказались валенки на нее малы.

  • Целый день лежит тюлень,

             и лежать ему не лень.

           Жаль, тюленье прилежанье

            не пример для подражанья.

  • Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать.

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон, -

Он слонихе шлёт поклон.

Автоматический переводчик

Счетчик посещений

счетчик посещений

Новости Министерства образования

28.03.2024Новации вступительной кампании-2024
Второй год подряд вступительная кампания начинается с ЦЭ для учащихся 11-х классов. В этом году со школой простятся около 55,4 тысяч ребят.
Для выпускников экзамены начнутся 27 мая - ЦЭ по предмету на выбор и 30 мая - по русскому или белорусскому языкам.Подробнее...
26.03.2024Инклюзия в Беларуси: ведущие специалисты страны объединяют усилия ради помощи детям со сложными диагнозами
Адаптация и социализация самых юных жителей нашей страны с непростой судьбой – одна из первостепенных задач, которая стоит перед белорусским обществом. Подробнее...
25.03.2024В первый день весенних каникул во всех вузах и колледжах страны прошел Единый день открытых дверей
23 марта во всех вузах и колледжах Беларуси прошел единый день открытых дверей. Масштабное мероприятие было организовано в рамках общереспубликанской акции «Я выбираю профессию». Особенностью проведенного Единого дня открытых дверей стало активное участие организаций-заказчиков кадровПодробнее...
23.03.2024Министерство образования Беларуси выражает самые искренние соболезнования родным и близким погибших мирных граждан в результате акта терроризма в «Крокус Сити Холл» в Подмосковье
В этот тяжелый момент белорусы глубоко скорбят вместе с братским народом России и разделяют ваше горе и скорбь. Желаем скорейшего выздоровления пострадавшим и восстановления сил семьям погибших.Подробнее...

Адрес: 225432 г.Ганцевичи ул.Парковая,10
Телефон: +375164668651
© Средняя школа №1 г. Ганцевичи, 2019
Электронная почта: sch1@gancevichi.edu.by
Регистрационное свидетельство №2141102300 от 30 сентября 2011 г.