Государственное учреждение образования
"Средняя школа №1 г.Ганцевичи"
ОДНО ОКНО О ШКОЛЕ ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧИТЕЛЬСКАЯ УЧЕНИКАМ РОДИТЕЛЯМ ФОТОГАЛЕРЕЯ БИБЛИОТЕКА ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСЫ
 

Меню раздела

Главная : О ШКОЛЕ : ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ : РОДИТЕЛЯМ

РОДИТЕЛЯМ

РЕБЕНОК С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Прежде, чем воспитать человека во всех отношениях,

его нужно познать во всех отношениях.

К.Д.Ушинский

      Эти слова как нельзя лучше отражают правильный подход к обучению и воспитанию детей, имеющих особые образовательные потребности. Личностно-ориентированный подход является основой системы образования на всех уровнях.

         Для успешного обучения и воспитания необходимы следующие условия: нормальная работа головного мозга (развитие процессов мышления, памяти, восприятия, речи, воображения), хорошее физическое развитие и работоспособность, систематичность и последовательность обучения ребёнка в семье, в детском саду, в общеобразовательной школе.

         Но, что делать, если у ребёнка не развиты психические процессы, направленные  на познание себя и окружающего мира? Если ребёнок с трудом овладевает навыками чтения, письма, счёта, затрудняется выучить стихотворение или пересказать текст и ко всему ещё не может выразить свои мысли устно, не умеет наладить общение со сверстниками?

          Для начала следует понять, что все перечисленные трудности возникают не сами собой. Причиной может стать плохое питание, стрессы, нервные перегрузки, приём лекарственных препаратов мамой во время беременности. После рождения ребёнок больше всего нуждается в эмоциональном и непосредственном личном общении с мамой. Чем естественнее, эмоциональнее, позитивнее личный контакт ребёнка и мамы, тем успешнее будет происходить развитие ребёнка, а самое главное – развитие речи ребёнка. Ведь речь выступает как средство совершенствования мышления, т.е. выполняет интеллектуальную функцию. Речь тесно связана с восприятием, она делает его более конкретным и избирательным, а так же способствует осмысленному запоминанию информации, осознании своих эмоций,  регулировании своего поведения.

         Важно помнить, что все трудности в обучении и воспитании ребёнка тесно связаны с его здоровьем, особенностями развития с момента рождения, течением беременности мамы, эмоциональной атмосферой в семье и правильностью семейного воспитания.  Отрицательное влияние перечисленных факторов приводит к нарушениям сна, головным болям, страхам, нарушению поведения, негативному отношению к учёбе.

       Помочь преодолеть все эти тудности смогут вам наши рекомендации. 

Желаю удачи!

 

Учитель-дефектолог 

Артёменко Анжелика Владимировна

 

С заиканием не рождаются

Заикание представляет собой нарушение темпа и ритма речи, проявляющееся в непроизвольных остановках и повторениях отдельных звуков и слогов. При заикании возникают судороги тех мышц, которые задействованы в речи:

  •  мышцы губ, языка, мягкого нёба, гортани, диафрагмы
  • грудные и брюшные мышцы.

Попытки говорящего преодолеть судорогу только усиливает заикание. При заикании наблюдаются различные нарушения общей моторики в виде тиков мышц головы, лица и шеи:

  • частое моргание
  • неестественная улыбка в момент высказывания
  • подёргивание брови, века, щеки
  • непроизвольные движения головой (вверх или в сторону)
  • подёргивание плеч, приподнимание их в момент речи

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов.

Во время речи у заикающихся детей могут расширяться зрачки, что свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении. В последствии это приводит к повышенной тревожности, страхам, излишнему волнению, мнительности. В тяжёлой форме неустойчивость и истощаемость нервных процессов проявляется в общей напряжённости, дрожании, потливости, покраснении всего лица, рук, шеи. Появляется  так называемый порочный круг: из-за напряжения и волнения возникают запинки, а из-за запинок возникает напряжение и волнение.

Заикание может возникнуть внезапно, и постепенно усиливаться. Но нужно точно знать, что с заиканием не рождаются, навыки речи приобретают, а не наследуют. Речь ребёнка развивается по механизму подражания. Ребёнок будет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчётливую речь окружающих.

Нужно знать, что и отсутствие тренировки в правильной речи, и чрезмерная речевая нагрузка одинаково вредны для ребёнка.

Не всем детям одинаково легко даётся обучение речи. Понимание и использование речи – процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме.

Некоторые дети в возрасте от двух до семи лет проходят через естественный период неплавной и неслитной речи. Обычно это проявляется в повторении или растяжении первых звуков во многих словах, повторении слов и фраз, в частом использовании междометий. Неуверенная речь и повторения в детской речи являются вариантом нормы. Плавность речи вырабатывается постепенно, так же как и проиношение, структура предложений, словарный запас.  Детям требуется время, чтобы овладеть  речевыми навыками.

Но если повторения встречаются слишком часто, повторяются постоянно одни и те же звуки (“трудные” звуки), повторения связаны с напряжением или ибегающим общения поведением, эти признаки указывают на начинающееся заикание.

Предполагается, что причиной возрастного нарушения плавности речи может быть наличие следующего фактора: активное естественное развитие речи совпадает с активным развитием моторики в целом и стрессом, связанным с ближайшим окружением ребёнка.

Заикание можно “вычислить”: если из 100-а  слов  в 10-и присутствуют повторы и запинки, то ребёнок заикается. Напряжённые жесты, напряжённая мимика указывают на то, что нарушение плавности речи пугает ребёнка.

Для заикания есть веские причины

Заикание как логоневроз (волнение, тревожность, потливость при речи) возникает на фоне общего ослабления здоровья при повышенной эмоциональной чувствительности, что может быть наследственностью.

Эмоционально чувствительные и ранимые дети сильнее подвержены стрессу. Они пугливы, острожны, мнительны.

Причинами “слабости” нервой системы могут быть:

  •  вирусные инфекции
  • истощающие заболевания, авитаминоз
  •  перенесённый наркоз
  • перенесённые травмы
  • подражание
  • педагогическая запущенность.

Так же ослабляют нервную систему резкие одномоментные или длительно действующие психотравмирующие ситуации, например, испуг, шок (конфликты в семье, неправильные приёмы воспитания, неблагоприятное речевое окружение).

Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий органического поражения ценральной нервной системы (например, при черепно-мозговой травме, эпилепсии), и не связано с явной психотравмирующей ситуацией. При общении с окружающими у ребёнка обычно отсутствует страх речи. Оно труднее поддаётся лечению. Его проявления зависят от основного заболевания.

Для предупреждения заикания не следует перенасыщать речевой запас ребёнка отвлечёнными понятиями  и сложными лексико-грамматическими конструкциями (“умными фразами”).

Предупреждающие признаки, указывающие на начальную стадию  заикания:

  • Частое повторение звуков и слогов
  • Повторение слогов, в которых звук /э-э-э/ замещает правильные гласные.
  • Пролонгированные звуки (удлинённое произношение согласных).
  • Частое растягивание гласных.
  • Тремор (дрожание мышц) рта и челюсти во время речи.
  • Избегание общения, фраза: “Я не могу этого сказать”.
  • Расстроенный вид. Напряжённый вид мышц лица и шеи.
  • Речь с неожиданными подъёмами громкости голоса.

“Скорая помощь при появлении заикания

Если заикание у ребёнка только появилось, необходимо обратиться к логопеду, психотерапевту или неврологу. Одновременно создать ребёнку наиболее щадящий речевой режим: ограничить речевое общение с ним до минимума, даже перейти на некоторое время на игру с жестами и рисунками.

Желательно исключить чрезмерные эмоциональные нагрузки, например, шумные игры, занятия спортом, просмотр телепередач. В этот период необходимо проявлять максимальное тепло и ласку в отношениях с ребёнком.

Особое значение в случае затянувшегося заикания приобретает речь родителей. Родителям необходимо освоить и постоянно использовать при общении с ребёнком (а так же в его присутствии) фонетически и грамматически правильную, спокойную, чёткую речь. Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка во время разговора или проявлять любые формы недоброжелательности.

Вцелом все усилия должны быть направлены  на формирование навыков правильной речи и правильного речевого поведения.

“Построить” правильную речь не легко. Чтобы плавная и спокойная речь приобрела устойчивость и надёжность, как построенный новый дом, требуется максимум усилий, внимания, времени, спокойствия и наиболее благоприятный режим.

Боремся не с заиканием, а боремся за хорошую речь

Поскольку заикание – это сложная проблема, то его лечением занимаются специалисты различных профилей в комплексе:

  • Врач-психоневролог назначает лекарство, исходя из состояния нервной системы
  • Врач-психотерапевт использует различные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг
  • Рефлексотерапевт, воздействуя на специальные биологически активные точки, снимает нервное напряжение
  • Психолог учит общаться в различных жизненных ситуациях
  • Логопед учит правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, говорить плавно, ритмично
  • Инструктор по ЛФК обучает оздоравливающим упражнениям, включающие закаливание, массаж

Чем моложе человек, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, тем прогноз благоприятнее. Однако исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться  при возникновении неблагоприятных условий.

Мгновенное исцеление – миф. Нормальная речь в любой ситуации может быть сформирована только в результате длительных усилий и самого заикающегося человека. И когда дыхание свободное и ровное во время речи, усвоены нормы речи, нормализованы взаимоотношения с окружающими, сформировано устойчивое отношение к стрессовым воздействиям, происходит действительный отрыв от заикания.


Развитие речи как одна из составляющих повышения качества образования

     Каждый из нас, слушая кого-нибудь, отмечает ровную, плавную, спокойную, выразительную речь как приятную для восприятия, общения. И наоборот, робкую, неуверенную, можно сказать неловкую, и поэтому малоинформативную речь мы воспринимаем как неприятную для слуха и общения.

      С одной стороны, мы понимаем, что все люди разные, поэтому и говорим, выражаем свои мысли в силу своих индивидуальных особенностей. С другой стороны, речь много читающего человека всегда отличается от речи человека мало читающего, или речь взрослого отличается от речи ребёнка. Речь может совершенствоваться, как и любая функция человека.

    Одним из важнейших компонентов, входящий в состав интеллектуального уровня ученика, – это достаточно высокая степень развития речи. Разнообразие словаря, культура речевого общения, чёткое звукопроизношение, умение связно и грамматически правильно выражать мысли – это всё является обязательным условием для успешного обучения ребенка в школе. Объясняется это тем, что с развитием речи развивается и мышление, умение делать логические выводы, предположения. А также с развитием речи развивается умение организовать свою деятельность, контролировать собственное поведение, ставить цели и достигать их.

     Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, расстройства эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи.

   Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание.

     Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения – это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов. Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение; оттого так важно вовремя диагностировать нарушения речи и начинать их коррекцию.

   Исследователи выделяют три основные функции речи: комму­никативную, регулирующую и программирующую. 

1.Коммуникативная функция речи заключается не столько в общении во время труда, сколько общение для труда. Одним словом, речь не «прилагается» к жизни и совместной деятельности общества, социальной группы, а является одним из средств, сохраняющих продуктивность этой деятельности. 

2.Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии и регулировании произвольного, волевого поведения. 

3.Программирующая функция речи выражается в построении смыс­ловых схем речевого высказывания, грамматических структур пред­ложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому выска­зыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирова­ние, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого вы­сказывания, но и для построения самых различных движений и действий.

     Чаще всего расстройства речи возникают в детском возрасте. В тяжелых случаях речевых нарушений, ребенок не только не может ясно и четко говорить сам – он плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас. Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у ребенка возникают серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, и, как следствие – развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

  • органические приводят к повреждению центральной нервной системы (участки мозга, речевые зоны)

      К передним отделам речевых зон коры относится и центр Брока. Он расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Его поражение вызывает нарушение речи, при котором страдает собственная речь больного, а понимание чужой речи в основном сохраняется. Говорит человек с большим тру­дом и мало.

     Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи. При его поражении возникают нарушения фонематического слу­ха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку. Речь тогда достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как не замечаются собственные дефекты. Нарушение памяти, понимания логико-грамматических кон­струкций, отражающих пространственные отношения предметов.

      Организацию речевых процессов осуществляет центр Брока, который отвечает за активность речи (устной и письменной) -  за возможность произносить слова, а так же отвечает за координацию движений руки при письме.

     Центр Вернике отвечает за восприятие речи. Этот центр позволяет расшифровывать услышанное, дает возможность читать.

      Малоподвижный язык, тугие или слабые мышцы языка, щек, губ, несовершенная работа органов дыхания говорят о повреждении в моторной зоне.

  • функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

    Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

      Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка (глухота, слепота, умственная отсталость, пороки сердечно-сосудистой системы).

      Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота). Могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.

  • Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери повреждают некоторые отделы мозга ребенка, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
  • Нарушения сроков вынашивания плода - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе (дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни). У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба.
  • Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие.
  • Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.
  • Приём антибиотиков становится причиной развития врожденной глухоты.
  • Антидепрессивные препараты (имизин, амитриптилин) и транквилизаторы (сибазон, мепротан) на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода.
  • Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.
  • Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.
  • Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

     По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.

      Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

3.НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

     Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).

  • Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например, искусственная вентиляция легких более 5 дней.
  • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

   Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

      Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.

      Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.

  Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

   Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников.

    Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

    Речь формируется и развивается при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы.

     Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребёнка со взрослым. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой имеет место недостаточное удовлетворение потребности ребёнка в теплоте, ласке, любви. Активное  внимание, проявление участие со стороны родителей и есть то общение, которое не заменит ни один высококвалифицированный специалист.

     Чем естественнее, эмоциональнее, позитивнее личный контакт ребёнка и мамы, тем успешнее будет происходить развитие ребёнка, а самое главное – развитие речи. Ведь речь выступает как средство совершенствования мышления

       Все маленькие дети подражают речи окружающих людей. Если ребенок общается с людьми с нарушениями речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков (например, Р и Л), темп речи взрослого. Известны случаи появления заикания по подражанию. Неправильную форму речи усваивает слышащий ребенок, которого воспитывают глухие родители.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика 
детей с речевыми нарушениями

    Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса).

    Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью: не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство сидя на уроке: в начальных классах дети  встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

     Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

      Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия (когда ребёнок здоров) такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

    Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

   У большинства учащихся,  имеющих нарушение устной и письменной отмечается:

1) снижение слухоречевой памяти;

2) нарушение запоминания, различения, узнавание букв;

3) нарушение моторной ловкости, умелости рук;

4) затруднено восприятие ритмической структуры слова;

5) нечеткая дикция, плохая артикуляция;

6) нарушение лексико-грамматического строя речи;

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная  сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

     Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

    Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

    Стойкое нарушение чтения  называется ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

     ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна.

     Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более

старшем возрасте.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме при дисграфии:

 - недописывание элементов букв;

 - добавление лишних элементов;

 - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

 - зеркальное написание букв;

- пропуск гласных или согласных, особенно в многосложных словах, со стечением согласных;

- недописывание окончаний слов;

- замена на письме парных согласных (звуков, похожих по произношению);

- ошибки в обозначении мягкости согласных, употреблении букв е, ё, ю, я, и, ь;

- ошибки в применении на письме букв ё – ю, е – и, и – ь, о-у, о- а, т- ц, ш – щ, ч – ц – ть;

- не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк.

- отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Дети путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь”,  “зеркальный” характер письма. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако при подобном явлении следует искать  явное или скрытое левшество.  Зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

   В средних и старших классах такие ученики стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. У детей может развиться  чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

    Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

     Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

     Чтобы понять механизм развития дислексии необходимо знать, что есть три вида слуха.Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.  Здесь следует вспомнить о центре Вернике. Ведь возможно трудности понимания обращённой речи связаны с нарушением развития или недоразвития этого центра.

    Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

    Искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравним, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.  А дети так слышат слова. Что же они могут понять из того, что услышали, если по смыслу получается путаница?

    Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

   Для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма, о которых ведётся речь.

   Так какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Как уже было сказано,  центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

     Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. 

Основные нарушения при дизартрии и виды упражнений при коррекции дизартрии
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (подвижности мышц, чёткости движений, ощущений напряжённости и расслабленности в мышцах речевого аппарата, присутствие непроизвольных движений или неправильных артикуляционных укладов) речевого аппарата.
            Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения, связанное с поражением центральной и периферической нервных систем – поражаются различные структуры мозга, необходимые для управления двигательным механизмом речи. Нервные импульсы к речевым мышцам не поступают или импульсы слабые, мышцы дряблые, вялые. Характерно отсутствие координированности в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов, речь эмоционально невыразительная, монотонная. 
            В лёгких случаях дизартрии имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь».  В более тяжёлых – наблюдаются искажения, замены, пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
            У детей с дизартрией слабо развита или не развита мелкая моторика пальцев рук, нарушена координация движений, страдает общая моторика.
            При дизартрии двигательные функции развиваются в более поздние сроки (дети позже своих сверстников учатся садиться, ползать с попеременным выносом руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать ими). Дети эмоционально возбудимы и истощаемы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиваниям и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. В дошкольном и школьном возрасте дети раздражительны, проявляют грубость, непослушание.
            Дети с дизартрией неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. В школьном возрасте отмечается плохой почерк, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти.   

Что такое дизартрия?

 В чём состоит сложность работы при исправлении данного речевого нарушения?

          Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения, замены звуков в сложных по слоговой структуре словах. При дизартрии нарушено не только звукопроизношение, но и голосообразование, и речевое дыхание. Данное нарушение устной речи – следствие микроорганического поражения моторной области головного мозга.

Стертая дизартрия чаще всего диагносцируется после 5-ти лет. При обследовании выявляются у детей в возрасте 5–6 лет следующие симптомы:

         Общая моторика: дети неловкие, ограничен объём активных движений, быстро утомляются при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идёт солдат, как летит птица, как режут хлеб. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где тети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключении движений.

           Мелкая моторика рук. Дети со стёртой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками  самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, завязать шарф. На занятиях по рисованию  плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Прослеживаются трудности пространственного расположения элементов.

            Дети затрудняются или просто не могут без посторонней  помощи выполнить движение по подражанию: «замок», «колечки». Многие не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, собирать пазлы.  У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности  при овладении графическими навыками (плохой почерк, медленный темп письма, «зеркальное письмо», замены букв, неловкость в обращении с ручкой и карандашом).

            Особенности артикуляционного аппарата: вялые губы, угла рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык тонкий, находится на дне рта, кончик языка малоактивный. При нагрузках (артикуляционной гимнастике)  мышечная слабость увеличивается.  При повышенном напряжении в мышцах наблюдается следующее: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твёрдые, напряжённые. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к дёснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ.

     Язык часто изменён по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. А так же присутствует дрожание языка и голосовых связок. Дрожание языка усиливается при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счёт 5 – 10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и лёгкое посинение кончика языка, в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребёнок не может удержать язык вне полости рта. Данная характеристика говорит о повышенном тонусе мышц артикуляционного аппарата.

         Сниженный тонус проявляется в невозможности выполнения определённых движений артикуляционного аппарата или переключении от одного движения к другому. Ребёнок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

         При дизартрии у детей повышенное слюноотделение, которое проявляется во время речи (не сглатывают слюну).

          Дети со стёртой формой дизартрии выполняют все движения из логопедической гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечёткость движений, слабость напряжения мышц,   аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц. Это приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

        Звуки при дизартрии ставятся тем же способом, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространённым дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих звуков. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение и боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость слова, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

       Просодика. Интонационно- выразительная окраска речи детей со стёртой дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовая модуляция по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи резко ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребёнка монотонна, постепенно становится менее разборчивой,  голос угасает.  Голос детей с дизартрией во время речи тихий, не удаётся модуляция по высоте, по силе голоса (ребёнок не может по подражанию менять высоту  голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки).

         У некоторых детей голосовой выдох укорочен, они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлёбывающейся. Довольно часто выявляются дети, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, так как они произносят слова скандировано, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодической стороны речи – интонационной выразительности, мелодичности речи.

        
Виды нарушений
                                        Виды       упражнений
1.
Нарушение мышечного тонуса:
Спастичность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гипотония
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дистония
* расслабление мышц шеи и плеч
а) круговые  движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
б) медленные, плавные пассивные повороты головы ребенка в одну и в другую сторону, покачивания вперед (3 — 5 раз)
* расслабление мышц лица
1) поглаживание от середины лба к вискам,
§   от бровей к волосистой части головы,
§   от линии лба вокруг глаз,
§   от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей,
§   от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее,
§   от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
2) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
3) надавливающие движения по лицу от корней волос вниз.
4) поглаживание верхней губы от углов рта к центру,
§   нижней губы от углов рта к центру,
§   верхней губы (движение сверху вниз) , нижней губы (движение снизу вверх) , носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
5) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке)
6) легкое постукивание по губам пальцами.
7)захватывание и удержание губами соломинки, салфетки, питьё через соломинку
8)имитация положения рта, изображённого на картинке
 
Укрепление лицевой мускулатуры:
1) поглаживание лба от середины к вискам,
§   лба от бровей к волосам,
§   бровей,
§   век от внутренних к внешним углам глаз и в стороны,
§   щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
2) сжимание подбородка ритмичными движениями;
3) разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам)
4) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи)
5) пощипывание щек
6)вибрация
Укрепление губной мускулатуры:
1) поглаживание от середины верхней губы к углам,
§   от середины нижней губы к углам,
§   от углов губ по носогубным складкам к крыльям носа;
2) пощипывание губ;
3) покалывание губ.
 
1)точечный массаж («точки действия» под обоими углами нижней челюсти) с различной силой давления
2.
Нарушения дыхания
Дыхательная гимнастика:
1)формирование непроизвольного выдоха (встать со стула, преодолевая сопротивление, вдох с одновременным нажатием на грудную клетку, надувание пузырей, воздушных шаров, задувание свечи)
2) формирование произвольного выдоха («подышим как собачка», поочерёдное закрывание ноздри, дыхание одной ноздрёй, «поза скручивания», дыхательные упражнения по Стрельниковой, произнесение на выдохе гласных:
у____ау____уо____уа____;
о____оу____ао____оа____;
э____иу.____ио____иа___;
и____эу.____эо____эа____
согласных:
ф____с____ш____х___;
аф____аш,____ас____;
фо____со____шо____.;
фа___си___сю_____;
фа ___са___ша___,
3)логоритмические упражнения (ритмический рисунок слова – ударение, чтение стихов с отхлопыванием ритма, пальчиковая гимнастика с сопровождением речью, движение под музыку, чтение под музыку
3.
Нарушения голоса
1)общее расслабление, артикуляционный массаж, артикуляционная гимнастика. 2)расслабление мышц шеи в момент произнесения звуков, а также цепочки гласных звуков и — э — о — у — а — ы.
3)круговые движения головой, активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твердой атаке. Упражнение проводится перед зеркалом, под счет
4)произнесение звуков н—па—м—па; м—бай—м—бай
5)смена ударения во фразе, убыстрение темпа речи, то шепотом, то громко
6)счёт с постепенным усилением или ослаблением силы голоса
7)перечисление предметов, букв с усилением и ослаблением голоса
8)инсценировки
4.
Нарушения просодики (мелодико-интонационной стороны речи)
1)игры-инсценировки и чтение сказок по ролям
2)выделение логического ударения во фразе, смена логического ударения
3)прохлопывание ритма стихотворения
4)проговаривание фраз с различной интонацией
5)сопровождение речи произвольными движениями и мимическими реакциями
Ай! (руки прижимает к себе, на лице выражение испуга)
Ай-я-яй! (укоризненно качает головой и грозит пальцем)
Ой! (на лице — радость, всплескивает руками и подносит их к лщ
Ой-е-ей! (качает головой с сожалением, руки разводит в стороны) '
Эй! (радостный окрик, руку вытягивает вверх)
Эй-е-ей! (радостно кричит и приветливо машет рукой)
6)пение
7)длительное произношение гласных
5.
Нарушения мелкой и общей моторики
1)      Массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
§   поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
§   похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
§   поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя) ;
§   похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;
§   вращение пальцев (отдельно каждого) ;
§   круговые повороты кисти;
§   отведение — приведение кисти (вправо—влево) ;
§   движение супинации (поворот руки ладонью вверх) — пронации (ладонью вниз) . Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя) ;
§   поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху)
§   щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев) ;
§   противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
2) Комплекс массажных упражнений
1. Подушечки пальцев правой руки установите у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперёд-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой руки.
2. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте пиление по всем направлениям тыльной стороны левой ладони. Проделайте то же для другой руки.
3. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Поменяйте руки.
4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки. Поменяйте руки.
5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
6. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки. Проделайте то же для другой руки.
7. Движения, как при растирании замёрзших рук.
8. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Поменяйте руку.
3) лепка, вырезание, рисование, конструирование букв из проволоки, конструктор, пазлы
4) кинезиологические упражнения
6.
Нарушение подвижности артикуляционных мышц
 
Нарушения звукопроизноше
ния
Виды массажа
1) зондовый массаж (используются зонды Е. В. Новиковой или постановочные зонды Е. Ф. Рау) ;
2) пальцевый массаж (производится в напальчнике или через марлевую салфетку)
3) массаж деревянным или металлическим шпателем;
4) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме , жесткости щетины, размеру) . При массаже используются щетина, так и палочка щетки.
5)держать во рту теплый настой трав (по одной ч. л. крапивы, зверобоя, ромашки, чая на 0,5 л кипятка)
Массаж языка
1) поглаживание языка в различных направлениях: от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы) ; от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы) ; круговые, спиралевидные движения;
2) похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы) ;
3) легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель) ;
4) покалывание языка (игольчатым зондом) ;
5) массаж верхнего подъема языка, растягивание уздечки (движение снизу вверх под языком) ;
6) «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле) ;
7) распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная в два раза клизма — во рту, кончик ее — снаружи) .
  • Пассивная гимнастика языка:
1) выведение языка из ротовой полости вперед;
2) втягивание языка назад;
3) опускание языка вниз (к нижней губе) ;
4) поднимание языка вверх (к верхней губе) ;
5) боковые отведения языка (влево и вправо) ;
6) придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
7) приподнимание кончика языка к твердому нёбу;
8) легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.
  • Пассивная гимнастика губ:
1) собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии) ;
2) собирание нижней губы (тем же приемом) ;
3) собирание губ в трубочку — «хоботок» (движение производится к средней линии) ;
4) растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;
5) поднимание верхней губы;
6) опускание нижней губы;
7) смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
8) создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э) .
  • Активная артикуляционная гимнастика
1)зрительный контроль в зеркале
2)выполнение с закрытыми глазами
3) выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа) ,
4) перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики)
5) удерживание губами различных предметов (пробка, марля) . Упражнения с сопротивлением.
* Упражнения для развития мимических мышц лица:
1) закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
2) нахмуривание бровей;
3) поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
4) надувание щек;
5) проглатывание слюны;
6) открывание и закрывание рта;
7) жевательные движения.
* Упражнения для развития губной мускулатуры:
1) вытягивание губ вперед трубочкой;
2) растягивание их в стороны;
3) чередование движений «хоботок — оскал»;
4) смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
5) размыкание губ при закрытом и открытом рте;
6) мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй») ;
7) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно)
8) целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками) ;
9) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица)
  • Упражнения для язычной мускулатуры:
1) прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
2) выдвигание языка вперед;
3) втягивание языка назад, внутрь;
4) опускание языка вниз;
5) приподнимание языка вверх;
6) боковые отведения (вправо и влево) ;
7) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
8) суживание языка и заострение его;
9) переключение различных позиций.
* ИЛК (искусственная локальная контрастотермия)
7.
Нарушение слухового восприятия
1)Слушание музыки, звуков природы
2)узнавание звучащих предметов
3) узнавание звука в ряду звуков, в слоге, в слове
4)определение места звука в слове
5)упражнения на дифференциацию звуков
6)графические диктанты
7)звуковые диктанты
8)узнай по описанию (предмет, пору года)
8.
Лексико-грамматические нарушения
1)приёмы обогащения словарного запаса, активизация словаря
2)вопросно-ответная форма речи (ответы полными предложениями, ведение диалога
3)инсценировки
4) «предложение рассыпалось»
5)сюжетные ряды
6)формирование осознанного чтения (рисунок к тексту, вопросы к тексту в косвенной форме
7)развитие опосредованного запоминания

Автоматический переводчик

Счетчик посещений

счетчик посещений

Новости Министерства образования

26.04.2024Первый белорусско-узбекский форум профессионального образования – вектор на взаимодействие
С 29 апреля по 1 мая в Минске состоится Первый белорусско-узбекский форум профессионального образования. Для участия в мероприятии в белорусскую столицу прибудет обширная делегация руководителей различного уровня системы образования Республики Узбекистан во главе с Министром высшего образования, науки и инноваций К.А. ШариповымПодробнее...
25.04.2024Сплав молодости и опыта: белорусская молодежь активно участвует в общественной жизни страны
В белорусской столице продолжается работа VII Всебелорусского народного собрания. Изменения в Основной закон, которые граждане страны поддержали на референдуме, наделили ВНС большими полномочиями. Теперь высший орган народовластия будет определять векторы развития общества, утверждать Военную доктрину и Концепцию национальной безопасности, станет гарантом незыблемости конституционного строя, преемственности поколений и гражданского согласияПодробнее...
24.04.2024Устойчивый фундамент для развития личности
Сегодня в Минске проходит важное для всей страны значимое событие – седьмое Всебелорусское народное собрание. Делегаты со всей Беларуси будут принимать глобальные решения для нашего государства, которые положительно повлияют на дальнейшую судьбу страны, благополучие и благосостояние нашего народаПодробнее...
23.04.2024В Министерстве образования Беларуси подвели итоги регистрации на централизованное тестирование-2024
В этом году для участия в ЦТ зарегистрировались 54,9 тысяч абитуриентов. Напомним, этот процесс проходил с 9 по 22 апреля на базе 40 учреждений высшего и среднего специального образованияПодробнее...

Адрес: 225432 г.Ганцевичи ул.Парковая,10
Телефон: +375164668651
© Средняя школа №1 г. Ганцевичи, 2019
Электронная почта: sch1@gancevichi.edu.by
Регистрационное свидетельство №2141102300 от 30 сентября 2011 г.