Государственное учреждение образования
"Средняя школа №1 г.Ганцевичи"
ОДНО ОКНО О ШКОЛЕ ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧИТЕЛЬСКАЯ УЧЕНИКАМ РОДИТЕЛЯМ ФОТОГАЛЕРЕЯ БИБЛИОТЕКА ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСЫ
 

Меню раздела

    Главная : О ШКОЛЕ : ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ : РОДИТЕЛЯМ : РЕКОМЕНДАЦИИ : МУДРОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

    МУДРОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

    С чего начать

    «От новорожденного до пяти лет огромное расстояние». С этими словами Льва Николаевичи Толстого не согласиться невозможно.

        Дитя является в наш многосложный мир – мир, наполненный заботами, многоликостью человеческих отношений, радостями-тревогами, которые копились на Земле десятки тысяч лет.

         За «расстояние» в пять лет ребёнок должен уловить в значительном для него хаотическом нагромождении цветовых пятен, в сиянии отдельных красок направленность и чёткость линий, трёхмерность объёмов, в которую заключены предметы. И более того… За это время малыш должен понять-запомнить названия и назначение огромного количества предметов. И научиться пользоваться некоторыми из них.

           За пятилетний срок ребёнок должен обрести такую ясность-чёткость слуха, чтобы из несущихся со всех сторон на него звуков выделить-услышать те, которые сливаются в слово родного языка. Понять значения отдельных слов. Постигнуть премудрость разговорной речи.

           В течение первых пяти лет малыш овладевает движениями своего тела. Он изучает и познаёт мир, овладевая правилами общественного поведения. Экспериментируя-играя, ищет своё место в мире.

           Вовсе не легки для человека эти годы! И не в бездельных забавах  -  как это кажется кое-кому из взрослых – проводит их маленький человек! Невероятно важное это «расстояние» заполнено напряжением и сложностями, отражающимися на всём детском организме, на всей психике ребёнка.

       И потому мы, взрослые, в этот период (как, впрочем, и всегда) должны быть добрыми, понимающими, сочувствующими и мудрыми помощниками наших детей. Мы должны быть их верными и надёжными друзьями. Видимо, с осознания этой цели и следует начинать воспитание ребёнка…

         Возраст от 3 до 7 лет называется игровым.

       Малыш познаёт мир взрослых и приобщается к нему, проигрывая этот мир, всё то, что видит-наблюдает вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт. У него прекрасная память. И внимательно-пристальные глаза исследователя, наблюдателя, первооткрывателя.

        Правда, наш малыш ещё не выработал своего собственного независимого поведения. У него ещё нет собственного мнения о людях и событиях, за которыми он так пристально наблюдает.

       Он не научился ещё сравнивать, оценивать. Зато, как талантливый актёр, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова, жесты взрослых людей, которые его окружают. И нам – родителям и воспитателям – никогда не следует об этом забывать!..

        В этот период мы должны как можно больше и чаще играть с ребёнком. Учить его тем играм, которые нам хорошо известны. Придумывать  с ним вместе новые (пусть самые простые) игры. Играя, учить ребёнка культуре поведения. Учить его общению с людьми. Играя, приучать его к дисциплине, порядку и труду.

         Самой природой заложена в наших детях тяга к  знаниям. Наша педагогическая задача, нелёгкая (!) задача взрослых, - не прозевать этого божественного дара. Не убить его однообразно-демагогическими назиданиями и категорически-безапеляционными приказами. Поэтому, воспитывая в детях навыки культурного поведения, вежливость, деликатность, доброту, мы – взрослые – должны не упускать из виду психологические особенности развития ребёнка.

      Психика ребёнка до восьми лет податлива и пластична.  В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда разбирается в том, чему следует подражать. Именно в этом возрасте закладываются в уме  и сердце ребёнка нравственные чувства. Именно в это время родители должны воспитывать  в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.

       Взрослые воспитывают эти качества в детях собственным своим положительным примером и дружеской похвалой, одобрением, сопровождающими всякий положительный добрый поступок ребёнка. В то же время детская грубость, лень, жадность, ложь или несправедливость должны вызывать естественное родительское негодование.

         При всей требовательности к ребёнку родителям не следует скупиться на ласку. В случае, если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребёнку, выражают веру в его возможности и силы, - у него появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда наша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку и дисциплине.

         Психически и физически каждый ребёнок развивается в  достаточной степени своеобразно.

      И всё же есть святые законы, бесспорно обязательные для каждого из нас – родителей и воспитателей.

      * Творящий человеческую душу и характер, прежде всего и обязательно должен сотворить самого себя.

      * Лишь истинно гуманный человек может воспитать человека гуманного.

      *Лишь человек, активно относящийся к окружающей его жизни, может воспитать личность активную.

      * Лишь честный человек может воспитать человека честного.

     * И лишь человек высокой культуры может воспитать  истинно культурного человека, деликатно, внимательно и доброжелательно относящегося к людям. Умеющего творчески трудиться и получать радость от своего труда. Видящего и ценящего живую красоту природы и принимающего всю многосложную гармонию мира, в котором он живёт.

        Мать и отец, любящие своего ребёнка, желающие воспитать его душу и чувства, должны призвать на помощь себе книги, живопись, театр, музыку, радио, средства массовой информации. Эти родители должны учиться – в первую очередь сами – думать и рассуждать над увиденным или прочитанным. Они обязаны развить свой вкус искусством и общением с природой. Они постараются обогатить свои чувства добрым отношением ко всему живому, и в первую очередь к людям.

    …Вежливость ребёнка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими. Таким образом, ребёнку нужно знать эти правила и уметь выполнять их.

       Уже к семи годам ребёнок должен освоить следующие навыки: навыки, связанные с личной опрятностью; с культурой еды – поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами; с культурой общения со взрослыми и сверстниками – дома и в общественных местах; с культурой игры, выполнения трудовых обязанностей.

       Выполнение режимных моментов с раннего возраста даёт возможность закрепить гигиенические навыки и навыки организованного поведения, выработать самостоятельность.

       Как прививать навыки вежливого поведения? Конечно, в первую очередь личный пример взрослого, затем показ с чётким объяснением и организация упражнения.

    Систематическая, планомерная работа (а не от случая к случаю) несомненно,  принесёт свои результаты.

       Когда прививать эти навыки? С самого раннего возраста. Чем раньше ребёнок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять.

      Поэтому воспитание ребёнка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.

       И плюс к тому – опять же учитывая возрастные особенности нашего ребёнка – воспитывать, видимо, необходимо с создания духа игры, с причудливо-живой сказки, которая должна войти в ваш дом, чтобы питать собой фантазию, творчество и живую наблюдательность ребёнка.

       Может быть, к ребёнку прилетит сказочная фея или премудрый гном, в кармане которой может оказаться замечание, указание или упражнение. А может, у вас на стене будет появляться оценка-маска, характеризующая поступки ребёнка.

       В мир игры могут быть вовлечены все члены семьи. Ведь, если мы, взрослые (особенно мамы!) этого очень-очень пожелаем, - мы сможем на некоторое время превратиться в волшебников.

    Некоторые напоминания родителям

                Само собой разумеется, что вежливые, хорошо воспитанные родители вежливо и деликатно ведут себя по отношению ко всем окружающим людям, тем более по отношению к своим детям.

    Хорошо воспитанные мама и папа постараются никогда (ни словом, ни делом) не оскорблять человеческое достоинство своего сына или дочки. Они никогда не кричат на ребёнка. Не говорят при нём, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. И ни в коем случае не применяют в виде воспитательной меры физические способы наказания.

    Вежливые родители не делают ребёнку бесконечных замечаний по разным  поводам. Стараются всегда поощрять самостоятельность своего ребёнка.

    Такие мамы и папы всегда единодушны в своих требованиях, предъявляемых к своим детям. А если вдруг кто-либо из родителей в данный момент не согласен с замечанием другого, он выскажет своё несогласие и его причину позже. Не при ребёнке.

    Уважая достоинство маленького человека, не стоит выдвигать как причину запрета его возраст: «ты ещё мал», «ты ещё этого не понимаешь», «тебе ещё рано».

    Предъявляя к своему ребёнку какие-либо требования, родители прежде всего должны предъявлять эти требования к самим себе.

    Культурные и хорошо воспитанные родители постоянны в своих требованиях. Правила вежливости они прививают своим детям систематически, а не от случая к случаю, постепенно их усложняя.

    Помните, что ребёнок всё видит, и всё замечает. Он обязательно копирует поведение своих родителей. Будьте хорошим примером для подражания своему ребёнку.

    Верные помощники в воспитании – литература и любое искусство: кино, музыка, живопись. Вместе читайте, смотрите фильмы, анализируйте поведение положительных и отрицательных героев. 

    *   *   *

    Что значит «Вежливый человек»?

       Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом, понятие «вежливость» перерастает свои узкие, кажущиеся рамки, становясь – пусть внешним – отражением внутренней нашей культуры и внутренней нашей духовности, определяясь той суммой конкретных поступков, тем комплексом поведения в обществе. Которые естественно вытекают из нравственно- моральной образованности и социальной воспитанности каждого человека.

             Вот почему, объясняя нашим малышам, Как? Для чего? Зачем? человек обязан вести себя в соответствующей обстановке так или иначе, мы стараемся прежде всего пробудить  и развить в них деликатное, доброе отношение к людям.

     -  Будь добрым, -  говорим мы. – Умей  добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым делом помочь.

     - Будь честен! – говорим мы. – Порой совсем это не просто. Не бойся говорить в глаза людям правду. Крайне бесчестно обсуждать или высказывать мнение о человеке за его спиной. Старайся не совершать поступков, которых бы тебе пришлось стыдиться. Но коли всё-таки ты совершишь такой поступок, имей мужество честно признаться в нём. И постарайся его исправить. 

    – Умей трудиться, - говорим мы. – Труд, в который вложены мысль, терпение, старание и сердце, - обогащает душу, осветляет ум. Труд научит тебя понимать и уважать других людей и тот огромный и прекрасный мир, в котором мы живём.

     – Расти гордым и независимым, - говорим мы. – Да будут яркими твои чувства! Добрыми -  желания! И горячим -  сердце!

             Сегодня мы вкладываем в понятия «вежливый», «воспитанный человек» не только и даже не столько умение вести себя благопристойно, хотя, бесспорно, подобные навыки (внешнее проявление культуры) обязательны для каждого истинно воспитанного человека!.. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину  (иначе и быть не может! А оскорбление женщины в присутствии посторонних людей – низко и аморально.), а тот, кто не пройдёт равнодушно мимо.

             Современный воспитанный человек – личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них. Это человек глубокого и, серьёзного образования и развитого ума. Вежливый – это человек, умеющий управлять своими эмоциями. Вне зависимости от того, каким темпераментом наделила его  Природа… Это всегда личность в высшей степени гуманизированная.  Личность, обогащённая всем разнообразием существующих в мире связей и отношений.

             Вот почему мы мечтаем сегодня воспитать в наших сыновьях и дочерях гражданственную активность и высокую моральную ответственность. Мы стараемся приобщить их ко всему богатству человеческой культуры и к сложнейшему многообразию человеческих взаимоотношений. Мы стремимся не только распахнуть перед ними удивительный мир современных знаний,  сегодняшней науки, но и заложить в сердца и умы наших детей доброту, гуманность, стремление к высоким идеалам  и счастливую страсть к творчеству.

             Внутренняя культура человека проявляется в его каждодневном внешнем поведении. Об этом мы, взрослые, не имеем права забывать. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают малышей.

    *   *   *

    Воспитание доверием

             Один мудрый человек сказал: «Педагогика – это не наука, а состояние души».

             Жизнь родителя-воспитателя, родителя-педагога заполнена трудом и счастьем. Счастьем творца, созидающего самое дорогое на Земле – души детей!

           Ответьте мысленно себе на вопрос: «Счастливы ли Вы в роли родителя, в роли воспитателя своего ребёнка?» …

            Если в Вашем сердце нет этого естественного ощущения счастья, - значит что-то делаете не так. Значит стоит пересмотреть собственное поведение, отношение к детям.  Стоит многое изменить в собственном отношении к окружающему миру.

        Ни в коем случае, никогда родители не имеют права перекладывать свои неудачи, своё родительское неумение на ребёнка. Наказывая ребёнка, родитель  прежде всего расписывается в предыдущих своих педагогических неудачах, в своей  воспитательной неграмотности и неумелости. Маленькая дочка или сын совершенно беззащитны перед своими родителями.

         Безусловная вера детей в нас, взрослых, в нашу доброту, справедливость, мудрость, любовь – это чудо!  Эта вера должна поднимать нас над своими недостатками и слабостями.

           Поэтому и сами мы должны относиться к детям доверчиво и доброжелательно.

         При всей требовательности к ребёнку не будем скупы на ласку. И сама требовательность должна быть доброжелательной.

         Доверие взрослых придаёт ребёнку уверенность в своих возможностях, вызывает ответное желание помогать взрослым.

        Родители должны терпеливо учить ребёнка тому, чего он ещё не умеет. Не раздражаясь и не упрекая его за первые неудачи. Ребёнок должен развиваться в атмосфере радости и родительской заботы. Ибо только в такой атмосфере он растёт оптимистом, уверенным в своих силах. Растёт доброжелательно настроенным ко всем людям человеком. Такая атмосфера побуждает к активной деятельности.

    … Не только мы воспитываем наших детей. Но и они воспитывают нас, не давая нам успокоиться и разлениться, помогая сохранить остроту и свежесть мироощущения, постоянно ставя перед нами новые вопросы.

         Дети – оценка нашей жизни. Её смысл и продолжение.

        Мы должны воспитать детей добрыми, умными, здоровыми, счастливыми. И этого мы достигнем, когда сам процесс воспитания станет добрым, умным, здоровым и счастливым.

    *   *   *

    Воспитание праздником

        Может быть, самое высокое умение всякого воспитателя, самое мудрое его искусство – это умение получать радость от самого общения с ребёнком, от самого процесса воспитания. И щедрое умение дарить эту радость своим детям.

        От родителей зависит то настроение, тот моральный «воздух», которым дышит ребёнок. Каждый из нас, конечно, замечал, как благоприятно действует радостная, весёлая, дружелюбная обстановка в доме на детей.

        Важно превратить обычное, а может и неинтересное занятие, в игру. Например, во время уборки квартиры рассказать ребёнку историю дома, людей, которые строили ваш дом…. А может рассказать сказку о цветах, которые растут на ваших подоконниках. И тогда свободное от стереотипов  воображение ребёнка поможет ему стать чуточку волшебником.

     - «Если ты будешь поливать цветы, которые стоят на окошке, они привыкнут к тебе. И полюбят тебя. И каждый раз тихонечко и почти неслышно будут шептать тебе «спасибо», потому что все цветы на белом свете добры и вежливы. Они всегда стараются обрадовать того, кого уже полюбили. И среди зелёных их листов однажды распустится красное, голубое, белое или розовое сказочное чудо».

    - «В книжном шкафу тоже живёт чудо. Стоит только открыть любую книгу. А чтобы доспехи рыцарей не испортились, Золушка не потеряла свою красоту, нужно сложить книги и протереть пыль на полках»

        Подобные выдумки помогут превратить многие домашние (обязательные) дела в забаву, а выполнение их – в удовольствие.

        Большое воспитательное значение имеют и семейные праздники. Попробуйте превратить их в традицию. К каждому празднику дом принаряжается, становится весёлым, готовятся небольшие подарки и сувениры. 

        Конечно же, нужно подготовить игровую программу, развлечения. Дети должны быть активными участниками подготовки и самого праздника. В подобной обстановке прекрасно активизируется и развивается детский ум, общительность, инициатива, выдумка.

        Общее воспитательное значение подобных затей громадно. Они научат детей вести себя с людьми, держаться за столом. Разовьют в них организаторские навыки.

    Некоторые напоминания родителям

    Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке. (Это правило относится и к прекрасному полу).

    Не следует разговаривать с набитым ртом.

    Для того, чтобы приучить к порядку и красоте за столом, посуда должна быть всегда чистой и желательно красивой.

    Всё, что положено в тарелку, нужно съесть. (Поэтому не следует накладывать много еды.)

    Суп едят ложкой. Правой рукой (при этом левая рука лежит на столе, а не на колене). Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.

    Вилкой (без ножа), держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.

    Вилкой – держа её в левой руке – и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие куски.

    Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут около тарелок.

    Нарезанный хлеб подаётся в тарелке или хлебнице. Не принято откусывать от целого куска. Удобнее взять кусок хлеба, отломить от него столько, сколько вам требуется.

     После еды следует положить вилку и нож рядом на тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично.)

     Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

     С этикетом за столом следует систематически  знакомить детей, делая это деликатно и неназойливо. А самое лучшее напоминание для ребёнка – личный родительский пример.

      *   *   *

    Воспитание примером

        Мы уже говорили о том, что воспитание ребёнка в семье начинается прежде всего с той постоянной нравственно-культурной атмосферы, которая сложилась в доме. С тех добрых (или, к сожалению, недобрых) отношений, которые существуют между членами семьи.

       Ребёнок буквально живёт и дышит этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной домашней атмосфере вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети.

       С учётом этого важного психического фактора нам, родителям, необходимо начинать воспитание наших сынов и дочек.

       В свою очередь, чтобы добиться постоянного ровно-доброжелательного, приветливо-вежливого, терпимого духа  в семье, каждый папа и каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного, умеющего постоять за самого себя и за своих близких сына, если перед его глазами не будет достойного папы, дедушки, старшего брата. И в тоже время под надзором ленивой, несобранной, неаккуратной мамы едва ли вырастет аккуратная и трудолюбивая дочь.

       Свои привычки, интересы, стиль своего поведения, своё отношение к труду и к окружающим людям ребёнок лепит с нас, взрослых. Дети чрезвычайно наблюдательны. У них исключительная память и постоянное неосознанно-интуитивное желание всегда и во всём походить на взрослых.

       Уже в 3-4 года мальчик и девочка прекрасно замечают: всегда ли  помогает папа снять пальто пришедшей бабушке, как тщательно мама приводит в порядок детскую комнату. Видит, как торопится по вечерам мама приготовить ужин, постирать, погладить… И как папа в это же время лежит перед телевизором… И десятки других давным-давно привычных нам, и потому незамечаемых нами,  мелких домашних событий ребёнок каждодневно, ежечасно «наматывает себе на ус», вбирает своей цепкой памятью. И таким образом, сам того не сознавая, учится на постоянных наших взрослых примерах, на нашей взрослой жизни.

       Вольными или невольными воспитателями ребёнка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться. Однако естественно, что сильнее влияют на привычки и формирующийся характер наиболее близкие ему люди – члены его семьи. Те, кто уделяет ребёнку наибольшее внимание, ласку. И в этом случае огромное счастье для них, особенно для мальчика, когда один из любящих его людей – отец.

       Быть папой – дело серьёзное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права перекладывать все проблемы воспитания детей на материнские плечи, обедняя таким образом и собственную душу, и душу своего ребёнка. Воспитание детей в такой же степени мужское (отцовское) дело, в какой и женское (материнское).

       Именно папа своим поведением, добрым, внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в мальчике чувство мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание помогать им, быть сильным рядом с ними.

       Поведение сына – чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения… Вот почему папам совершенно необходимо быть честными, благородными, вежливыми людьми. Папы  должны помнить, что они – сильная половина рода человеческого.

       Если ребёнок видит, как постоянно сдержанно и воспитанно ведёт себя его папа: никогда не повысит голоса, не покажет своего раздражения, какой бы усталый ни вернулся он с работы, - сын тоже станет сдерживать свои эмоции. Если мальчик систематически наблюдает, как ласково и бережно относится папа к его маме и бабушке, как старается помочь справиться с домашними заботами (помоет пол, сходит в магазин, отлично приготовит обед), то и он будет охотно делать то же. Всё потому, что будут очень стараться походить на  папу.

       Умный отец пользуется авторитетом у  детей. Уважая окружающих его людей, он с уважением относится к дочке или сыну. Никогда не оскорбит, не повысит голоса, тем более в присутствии посторонних. Тогда ещё сильнее ощущает ребёнок отцовское недовольство, когда он (сын) совершит вдруг какой-нибудь плохой поступок: обманет, обидит слабого, нечестно обойдётся с товарищем… Хорошо воспитанный отец и тут поведёт себя сдержанно и разумно. Он серьёзно и строго поговорит с сыном (или дочкой). Выскажет своё мнение относительно совершённого поступка. А при случае даже накажет: не возьмёт на прогулку, на рыбалку, отстранит от любимого «мужского» домашнего дела. Ведь человек, который постоянно оскорбляет достоинство ребёнка, скоро теряет его доверие и уважение. И очередной окрик или какое-либо другое наказание лишь ожесточает ребёнка, укрепляет в нём обиду, недоверие, неуважение к такому взрослому. Не имеет значения – это отец или мать, или посторонний человек.

        Но также следует помнить, что в трудной ситуации, в конфликтной ситуации между детьми, всегда нужно принять сторону своего ребёнка. Выяснить все детали случившегося, поговорить, обсудить, принять совместно решение. Наказать, но не физически.

      Очень полезно для мальчика, когда у него – помимо общих каждодневных домашних дел и обязанностей – есть ещё общее с папой (дедушкой или со старшим братом) «мужское» дело или увлечение. Таким делом может стать сооружение шведской стенки в детской комнате. Неплохо смастерить скамейку, скворечник, зимой сделать кормушку для птиц. Мало ли дел у настоящих мужчин! И каждое дело постепенно и естественно приучает маленького сына к труду, к терпению, к чувству собственной своей практичности в большом мире людей.

       Влияние папы на дочь, девочку тоже достаточно велико. Умный, серьёзный, добрый и умелый папа долгие годы , всю жизнь останется примером и образцом для дочки мужского поведения.

    И всё-таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика. Так как наши девочки, естественно,
     в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своём отношении к дому, семье, к близким, прежде всего, равняются на собственную маму. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна быть чрезвычайно требовательна к себе: быть вежливой, сдержанной, аккуратной, опрятной, женственной. (Впрочем,  имеет ли право, чья бы то ни было мама быть другой?)  Именно мама должна терпеливо и умело приучать дочку к обязанностям по дому. У мамы и у дочки (так же как у папы и у сына) в семье должны быть свои, «женские» общие дела. И начинаются такие дела с самого незатейливого и простого: каждый вечер дочь (перед тем, как лечь спать) обязательно должна навести уют и порядок в игровом уголке. В старшем возрасте заботы становятся серьёзнее, обязанности ответственнее. Но привыкшая к домашнему труду девочка будет исполнять их радостно и охотно.

       Родительские требования должны быть разумными, понятными и выполнимыми для ребёнка.

       Наш 7-8-летний ребёнок обязательно должен иметь свои домашние дела: протереть пыль, помочь убрать посуду, насыпать корм в кормушку для птиц, вынести мусор, сходить в магазин, привести в порядок книги и игрушки. Чтобы домашние обязанности сделать привычными, нужно разумно отвести для них постоянное время в режиме дня. И следует совершенно серьёзно и достаточно требовательно относиться к проделанной ребёнком домашней работе. А нам, взрослым, нельзя забывать вежливо поблагодарить нашего мальчика или девочку за хорошо и старательно сделанное дело. И обязательно сделать замечание и, более того, потребовать, чтобы небрежно и лениво выполненная работа была им переделана заново. Тогда ребёнок тоже начнёт относиться к своим домашним, а позднее и  ко всем прочим своим обязанностям вполне серьёзно и ответственно.

       Таким образом, любое действие, любой родительский поступок должен иметь глубокую воспитательную направленность. Мы, взрослые, не имеем права никогда, ни на минуту терять чувства ответственности перед детьми. Даже в мелочах…

         Вот почему папа и мама должны много читать, учиться думать над прочитанным. Достаточно часто бывать в кино, театре, на концерте. Вот почему самим неустанно нужно воспитывать собственный свой разум и свои чувства. Чтобы позже передать накопленное душевное богатство нашим детям.

         Поэтому не станем удивляться, когда родители делают зарядку или занимаются спортом при всей своей занятости. В таких семьях дети тоже очень рано начинают приобщаться к спорту. Значит, становятся здоровее и сильнее. А это очень серьёзный воспитательный фактор. К физически здоровому ребёнку родители могут предъявлять более серьёзные требования.

      Достойны глубокого уважения те из родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно – к окружающим людям, с любовью и вниманием – к своим близким. Это значит – их дети впитают в себя данные качества.

         Конечно же, воспитывая своих мальчиков и девочек, нельзя забывать о наших верных помощниках – о литературе и искусстве вообще. Нужно читать вместе книги и стараться обсудить их содержание, дать оценку поступкам разных героев. Тогда поведение любимого положительного героя очень скоро станет примером для подражания ребёнку. Таким же уроком вежливости может стать просмотренный фильм или детский спектакль. (Конечно же,  родителям нужно обратить внимание на поведение положительных и отрицательных  героев, обговорить конечный результат их поведения.)

         В повседневной, обычной нашей жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания ребёнка. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими. А главное, конечно же, никогда не забывать, что основной  пример для детского подражания – это мы сами.

    Некоторые напоминания родителям

             Само собой разумеется, что вежливые, хорошо воспитанные родители вежливо и деликатно ведут себя по отношению ко всем окружающим людям, тем более по отношению к своим детям.

    1. Хорошо воспитанные мама и папа постараются никогда (ни словом, ни делом) не оскорблять человеческое достоинство своего сына или дочки. Они никогда не кричат на ребёнка. Не говорят при нём, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. И ни в коем случае не применяют в виде воспитательной меры физические способы наказания.
    2. Вежливые родители не делают ребёнку бесконечных замечаний по разным  поводам. Стараются всегда поощрять самостоятельность своего ребёнка.
    3. Такие мамы и папы всегда единодушны в своих требованиях, предъявляемых к своим детям. А если вдруг кто-либо из родителей в данный момент не согласен с замечанием другого, он выскажет своё несогласие и его причину позже. Не при ребёнке.
    4. Уважая достоинство маленького человека, не стоит выдвигать как причину запрета его возраст: «ты ещё мал», «ты ещё этого не понимаешь», «тебе ещё рано».
    5. Предъявляя к своему ребёнку какие-либо требования, родители, прежде всего, должны предъявлять эти требования к самим себе.
    6. Культурные и хорошо воспитанные родители постоянны в своих требованиях. Правила вежливости они прививают своим детям систематически, а не от случая к случаю, постепенно их усложняя.
    7. Помните, что ребёнок всё видит, и всё замечает. Он обязательно копирует поведение своих родителей. Будьте хорошим примером для подражания своему ребёнку.
    8. Верные помощники в воспитании – литература и любое искусство: кино, музыка, живопись. Вместе читайте, смотрите фильмы, анализируйте поведение положительных и отрицательных героев. 
            *   *   *

    Воспитание творчеством

        Знакомство ребёнка  с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.

         Рисунок, так же как и игра, приучает мыслить, фантазировать, активно переживать увиденное. Все эти умения в свою очередь воспитывают и формируют культуру чувств, культуру восприятия и мысли ребёнка.

         Часто у маленького художника не хватает ещё опыта, умения для того, чтобы изобразить предметы. В этом случае нужно помочь ребёнку внимательно рассмотреть предметы и их особенности, но не настаивать на своём видении.

       Вполне естественно, что большинство родителей внимательно и серьёзно относятся к детскому творчеству, понимая, какие воспитательные возможности это творчество нам, взрослым даёт. Ибо благодаря ему мы можем увидеть окружающий нас мир детскими глазами. И таким образом лучше понять и узнать наших детей. Понять их проблемы, страхи, радости и сложности их развития. А это значит, мы получим новые возможности для разумного воспитания ребёнка.

      Мы, родители, должны научить ребёнка внимательно и бережно относиться к собственному творчеству. Для этого нужно вместе рассматривать его рисунки (поделки, пластилиновые фигурки), обсуждать их. И по возможности не скупиться на похвалы. А при необходимости дать полезный совет или обсудить выбранные темы и героев.

        В случае  если ребёнок бросил незаконченную работу (устал, надоело), нужно постараться понять причину. Возможно, он просто раздражён неудачей. Попробуйте вместе вернуться к начатой работе и закончить её. Таким образом мы приучаем ребёнка к терпению, серьёзному отношению ко всякого рода труду.

        Вместе с тем, не стоит слишком бурно восхищаться творчеством вашего ребёнка, захваливать его, пророчить ему карьеру замечательного художника. Развитое таким образом в ребёнке ощущение собственной избранности, исключительности развивает со временем в характере заносчивость, пренебрежение к товарищам, к людям вообще.

        Лучше постарайтесь, чтобы увлечение вашего ребёнка творчеством служило добру. Для этого при всяком удобном случае посоветуйте подарить свой самый замечательный рисунок (поделку, аппликацию) бабушке, товарищу, сестре. Украсьте поделками и рисунками детский уголок (уголок творчества).

         Эстетическое воспитание, воспитание красотой включает в себя все виды искусства. Вот почему жизнь наших детей должна быть обогащена не только изобразительным творчеством, но и музыкой, и литературой (сначала предназначенной для детского возраста).

       Воспитание искусством, как и всякое воспитание вообще, должно быть целесообразным, продуманным, педагогически грамотным. Однако, уважаемые родители, не думайте, что у вас ничего не получится (это лёгкий способ отказаться).

        Постарайтесь быть в курсе сюжета мультфильма, художественного фильма, который смотрит ваш ребёнок. Прочитанную или рассказанную вашим ребёнком сказку внимательно обсудите. Расспросите, какие герои понравились, а какие не понравились, и почему. Пофантазируйте, как бы он сам поступил на месте любимого героя.

       Таким образом мы приучаем ребёнка к культуре восприятия, воспитываем его чувства и разум.

       Однако всякое эстетическое воспитание – это не только воспитание творчеством. Мы приобщаем детей чувствовать прекрасное  и приобщая их к природе, и знакомя их с архитектурой, и рассказывая им о замечательных людях, которые жили и живут на нашей Земле. Мы должны систематически расширять кругозор детей, учить их внимательно видеть и слышать, творчески относиться к миру, в котором мы живём.

    Задание для детей и родителей

    Творческое соревнование.

    Участвуют команда детей и команда родителей.

    Каждому участнику соревнований даются карандаши, кисточки, бумага, краски. Тема – любой сюжет сказки. Рисуют и дети, и взрослые. Когда все участники соревнования закончили свою работу, обе команды меняются  рисунками. Взрослые дают оценки детским рисункам, дети – рисункам взрослых (обязательно объясняя, почему им нравится или не нравится тот или другой рисунок). Итогом соревнования могут быть простые призы или совместное чаепитие.

    *   *   *

    Почему дети говорят неправду?

       Не правда ли, всех нас, уважаемые родители, нередко беспокоит, возмущает, приводит в растерянность, а иногда смешит и веселит детская ложь? Как реагировать на подобный факт? Наказать ребёнка, который только что соврал? Очередной раз объяснить ему, что ложь – это признак слабости, трусости и прочих негативных качеств в человеке? Или посмеяться вместе с ребёнком, не скрывая того, что выдумка его обнаружена?

       Между тем одна из главных причин лжи маленького человека – его недоверие ко взрослым. Ребёнок лжёт, потому что боится – вдруг мы накажем его за какой-либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещённый нами поступок. Этот страх не появляется в душе беспричинно. В нём виноваты мы, взрослые.

    Не слишком ли мы скоры на расправу?  (Подумаешь, несколько шлепков! Физически это на здоровье не отразится… Зато в следующий раз побоится совершить запрещённый поступок).

    Мы не должны забывать, что все дети разные и физически, и психически.

    Возможно, для ребёнка со слабой нервной системой самое «безболезненное» физическое наказание станет причиной появления или обострения заикания. Спровоцирует развитие в ребёнке чувства униженности, неравенства, зависимости.

    Боязнь наказания очень часто не останавливает ребёнка перед очередным запретом. Лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывая взрослых.

        И, может быть, тут очень стоит нам, взрослым, ещё и ещё раз строже взглянуть на себя? Не слишком ли мы часто произносим «нельзя»? Забывая порой про то, что ребёнок для своего естественного, нормального развития должен быть любопытным, любознательным, подвижным, непоседливым. Он должен во всём, везде, всегда исследовать и экспериментировать.

      … Вторая причина детской лжи – это желание самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребёнке из-за антипедагогического отношения к нему взрослых. Мы иногда позволяем себе смеяться над слабостью, нерешительностью, страхами детей. Делаем иронические замечания (какой ты слабый! какой трусишка!), сравниваем его с более достойным в каких-то отношениях ребёнком, таким образом унижая личное достоинство маленького человека.

       В подобном случае, не имея других возможностей оказаться сильнее, вежливее, чем другие (отмеченные вами этими положительными качествами) люди, ребёнок приписывает себе все недостающие достоинства, выдумывая их. И вот он уже сочиняет ситуации, в которых якобы проявились его удивительные и героические черты.

        В подобной ситуации не нужно обличать ребёнка во лжи. А, разумеется постараться развить в нём желаемые качества. Вооружась любовью и терпением, нужно чаще хвалить за все хорошие поступки, не оставлять незамеченным каждое его старание. Придумывать вместе с ребёнком сказочные истории, в которых он сильный, смелый, необыкновенный. А при возможности постараться помочь ребёнку проявить себя. Чтобы он обрёл веру в свои возможности, силы, веру в себя.

       … Ещё один вариант детской лжи – неловкое старание ребёнка выставить своих близких, родителей, родственников, друзей в более ярком и достойном виде. Давайте подумаем, может быть иногда недаром наши дети пытаются придумать для нас, взрослых, другую жизнь, другие отношения, другие поступки и характеры?

        Наверное, следует внимательней прислушаться к детской лжи, чтобы разглядеть в ней истину. … И, может быть, нам нужно начать перевоспитывать не детей, а себя?

       А если по малости лет и недопониманию наши дочери и сыновья неправильно оценили наши поступки, спокойно побеседовать с ними. Объяснить, что и как в данном случае следует понимать.

       И ещё один вариант детской лжи. Это откровенная игра, фантазия. Значит у ребёнка живой и любознательный ум. И необходимо поощрять и развивать в нём эту замечательную способность  чтением книг, посещением театра, совместными выдумками и играми. Наша лень нам скажет: «Я давным-давно разучилась (разучился) выдумывать и фантазировать». Ну, тогда придётся …. Срочно развивать  в себе это полезное качество.  Оно не только приблизит нас к нашим детям, но и поможет яснее и глубже понять эту «ложь», которая является основой всякого искусства. А огромное воспитательное значение искусства – бесспорно.

    Автоматический переводчик

    Счетчик посещений

    счетчик посещений

    Новости Министерства образования

    26.04.2024Первый белорусско-узбекский форум профессионального образования – вектор на взаимодействие
    С 29 апреля по 1 мая в Минске состоится Первый белорусско-узбекский форум профессионального образования. Для участия в мероприятии в белорусскую столицу прибудет обширная делегация руководителей различного уровня системы образования Республики Узбекистан во главе с Министром высшего образования, науки и инноваций К.А. ШариповымПодробнее...
    25.04.2024Сплав молодости и опыта: белорусская молодежь активно участвует в общественной жизни страны
    В белорусской столице продолжается работа VII Всебелорусского народного собрания. Изменения в Основной закон, которые граждане страны поддержали на референдуме, наделили ВНС большими полномочиями. Теперь высший орган народовластия будет определять векторы развития общества, утверждать Военную доктрину и Концепцию национальной безопасности, станет гарантом незыблемости конституционного строя, преемственности поколений и гражданского согласияПодробнее...
    24.04.2024Устойчивый фундамент для развития личности
    Сегодня в Минске проходит важное для всей страны значимое событие – седьмое Всебелорусское народное собрание. Делегаты со всей Беларуси будут принимать глобальные решения для нашего государства, которые положительно повлияют на дальнейшую судьбу страны, благополучие и благосостояние нашего народаПодробнее...
    23.04.2024В Министерстве образования Беларуси подвели итоги регистрации на централизованное тестирование-2024
    В этом году для участия в ЦТ зарегистрировались 54,9 тысяч абитуриентов. Напомним, этот процесс проходил с 9 по 22 апреля на базе 40 учреждений высшего и среднего специального образованияПодробнее...

    Адрес: 225432 г.Ганцевичи ул.Парковая,10
    Телефон: +375164668651
    © Средняя школа №1 г. Ганцевичи, 2019
    Электронная почта: sch1@gancevichi.edu.by
    Регистрационное свидетельство №2141102300 от 30 сентября 2011 г.